программа воспитания МБОУ БСОШ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫСТРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «БСОШ»
___________ Б.А.Логунов
Приказ №___ от ________ 2021г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ «БЫСТРИНСКАЯ СОШ»

Составитель:
Киселёва Ирина Сергеевна,
заместитель директора по ВР

с.Эссо
2021г.
1

Оглавление
Пояснительная записка...……………………………………………………….3
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».4
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»…………………………………………..8
Раздел 3. «Виды и формы и содержание деятельности»………………..…....16
Инвариантные модули:
3.1.Модуль «Классное руководство и наставничество»………………………17
3.2.Модуль «Школьный урок»………………………………………………….22
3.3.Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное……………...
образование»…………………………………………………………………..…25
3.4.Модуль «Работа с родителями»…………………………………………….29
3.5.Модуль «Самоуправление»…………………………………………………31
3.6.Модуль «Профориентация»…………………………………………………33
Вариативные модули:
3.7.Модуль «Ключевые общешкольные дела»………………...………………34
3.8.Модуль «Волонтёрство»………………………...…………………………..37
3.9.Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»……………………………..…38
3.10.Модуль «Школьные медиа»……………………………………………….40
3.11.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»………………..40
3.12.Модуль «Профилактика»…………………………………………………..42
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»….45
Приложение №1
Календарный план воспитательной работы МБОУ «БСОШ» на 2021-2022
учебный год………………………………………………………………………49

2

Пояснительная записка
Данная

программа

воспитания

направлена

на

решение

проблем

гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных

взаимоотношений

с

окружающими

их

людьми.

Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В

центре

программы

общеобразовательного

воспитания

Муниципального

учреждения

«Быстринская

бюджетного
средняя

общеобразовательная школа» находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации

программы

школы

станет

приобщение

обучающихся

к

российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа

призвана

обеспечить достижение учащимися личностных

результатов, указанных во ФГОС НОО, ООО, СОО:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовность
обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное
участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы
с детьми и включает в себя четыре основных раздела:
1.Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
2.Раздел «Цель и задачи воспитания»
3.Раздел «Виды и формы и содержание деятельности»
4.Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной деятельности».
К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной
работы на 2021-2022 учебный год.
3

Радел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

«Быстринская средняя общеобразовательная школа» расположена в с.Эссо на
территории Быстринского муниципального района. Село расположено в
среднем течении реки Быстрая в 520 километрах от города ПетропавловскКамчатский.

Особенность

посёлка

–

практически

всё

отопление

осуществляется за счёт природных геотермальных вод, поэтому в посёлке
очень чисты и свежий воздух.
Эссо является туристическим центром. В нём действуют: Быстринский
районный этнографический музей (расположенный на берегу горной
незамерзающей реки Уксичан), Быстринский природный парк, Музей медведя
при центральной библиотеки имени К.С. Черканова, «Оленгендэ» - зимний
спортивный комплекс – с сотрудниками этих учреждений плотно работают
педагоги школы, организуя для учащихся интересные и познавательные
внеклассные мероприятия. Эссо является стартовым пунктом традиционной
гонки на собачьих упряжках «Берингия».
Новая школа в с.Эссо была сдана в эксплуатацию в 2014 году, рассчитанная
на 400 учеников. МБОУ «БСОШ» - одна из крупнейших школ на Камчатке.
Она построена с учётом самых современных норм и требований,
предъявляемых к условиям обучения детей в общеобразовательных
учреждениях. В школе обучаются 302 ученика, в том числе дети с
ограниченными возможностями здоровья, с особенностями поведения, дети,
попавшие в трудную жизненную ситуацию и из неблагополучных семей. В
связи с отдаленностью от культурных центров нашего полуострова не всегда
участники образовательного процесса могут выехать за пределы населенного
пункта для получения дополнительных образовательных услуг. Оторванность
от центра, неоднородность состава обучающихся, особенности, присущие
сельскому жителю - все это накладывает отпечаток и на социокультурное
4

пространство образовательного учреждения. В данных условиях школа
становится тем ресурсом, с помощью которого возможно преодолеть риски
современного детства с целью обеспечения социализации обучающихся.
Следовательно, необходимо создавать условия сопровождения обучающихся
именно в школе, потому что в сельской местности школа действительно
находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на
мировые тенденции, в центре социальной инфраструктуры.
С 2019 года Быстринская школа стала участником федеральной сети
Центров образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». В
школе

оборудованы

кабинеты,

под

каждое

направление

Центра:

геоинформатика, робототехника, промышленный дизайн и технология.
«Точка роста» оборудована системой виртуальной реальности. 3Д-принтером,
интерактивной панелью, квадрокоптерами, новейшим оборудование для
преподавания предмета ОБЖ, графическими станциями и панелями, мощным
лазерно-гравировочным станком и робототехническим оборудованием, что
позволяет реализовывать большой спектр проектов общеобразовательных
предметов и дополнительных программ. В «Точку роста» с большим
удовольствием ходят школьники 1-11 классов, она во многом стала центром
школьной жизни.
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности
учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования,
педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока:
через

систему

воспитания,

дополнительного

преемственности

образования,

детский

реализацию

сад-школа.

программ

Экскурсионной

и

творческой деятельности.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы
- идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию
учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной
деятельности с детьми.
5

Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех
участников образовательного процесса. На ряду с администрацией. В решении
принципиальный вопросов воспитания, развития школы участвуют советы
самоуправления: Управляющий Совет школы, Общешкольный родительский
комитет, Совет старшеклассников.
Актуальную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной
деятельности играют объединения дополнительного образования. Учащиеся,
занимающиеся в кружках, как правило, проявляют большой интерес к
познанию, а педагогов работа в кружках стимулирует к поиску творческих
путей в организации учебно-познавательной деятельности.
В школе открыты и успешно функционируют объединения по интересам:
спортивные

секции и кружки. Они показывают целенаправленное

воздействие на личность ученика, удовлетворяя ее потребность в различных
видах

деятельности.

В

культурно

–

досуговом

социуме

школа

взаимодействует с учреждениями дополнительного образования.
Традиции коллектива – это обычаи, порядки, правила поведения,
установившиеся в нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения
воспитанников к другому. В школе накоплен богатый опыт работы по КТД. В
течение года каждый учащиеся школы принимает участие в таких программах.
Коллективные творческие дела – это и труд, и общение, и искусство, и
различные формы досуговой деятельности.
Школьный календарь включает в себя не только традиционные
мероприятия, а также народные, профессиональные, государственные даты.
Также учащиеся и педагоги школы активно участвуют в реализации
федеральных, краевых и муниципальных целевых программ.
Детское самоуправление – неотъемлемая часть школьной жизни. Оно
представлено Советом старшеклассников, который координирует работу
ученических штабов. На протяжении многих лет органами ученического
самоуправления проводятся конкурсы с целью выявления лучших и самых
активных учеников и классных коллективов.
6

В школе создан Пресс-центр, который освещает школьные новости и
проблемы, осуществляется выпуск школьной газеты.
Эффективность

воспитательной

системы

зависит

от

классных

руководителей. В работе классных руководителей большое внимание
уделяется правилам поведения конструктивного общения со взрослыми и
сверстниками, внешнему виду учащихся, профилактике безнадзорности и
правонарушений, правилам дорожного движения и безопасности пешеходов.
Спортивно-оздоровительная и военно-патриотическая работа , эстетическое
развитие детей, посещение выставок, музеев , библиотек – всё это труд
учителей, их инициатива, их стремление реализовать поставленные задачи.
В школе уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья
каждого ученика. Для оздоровления детей используются оздоровительные
прогулки, экскурсии и игры на свеем воздухе. Работает спортивный зал,
стадион с футбольным полем и беговыми дорожками с искусственным
покрытием и ограждением, универсальная игровая площадка. Площадка с
уличными тренажёрами, функционируют спортивные секции, составлен
календарь традиционных спортивно – оздоровительных мероприятий.
Безусловно, личность ребёнка раскрывается с общения с самыми близкими
людьми. Семья всегда играла ведущую роль в формировании важнейших
качеств личности, которые в дальнейшем обеспечивают ребёнку успешное
включение

в

общественную

жизнь,

учебный

процесс,

складывание

нормальных отношений с педагогами и сверстниками в школе. Поэтому
работа с семьёй является одним из важнейших компонентов учебновоспитательного процесса нашей школы. Большое внимание уделяется
организации

планомерной

совместной

деятельности

с

родительской

общественностью, социальным работником.
Таким образом, в школе сложилась комфортная эмоциональная атмосфера,
взаимопонимание между учителями, учащимися и родителями.
Радел 2. Цель и задачи воспитания.
7

Программа воспитания обучающихся МБОУ «БСОШ» разработана с
учётом:
 Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2025
года;
 Конституции РФ;
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»;
 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в РФ»;
 Международной Конвенцией ООН «О правах ребёнка»;
 Всеобщей декларацией прав человека;
 Федерального государственного общеобразовательного стандарта;
 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2017-2022
года»;
 Календаря образовательных событий на текущий учебный год.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе — это высоконравственный,
творческий, компетентный

гражданин

России, принимающий судьбу

Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого
воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества
ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ
«Быстринская СОШ» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
8

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание
усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на
разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями
детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в
своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
9

значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»,
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом

людям; уважительно относиться к людям иной

национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
10

в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
11

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
12

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная

работа

педагогов,

направленная

на

достижение

поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
13

положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению

поставленной

цели

воспитания

школьников

будет

способствовать решение следующих основных задач:
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел,

поддерживать

традиции

их

коллективного

планирования,

организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
 реализовывать

потенциал

классного

руководства

в

воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу со школьниками;
 организовать

работу

школьных

медиа,

реализовывать

их

воспитательный потенциал;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;

14

 организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней
школьников для освоения ими новых видов социально значимой
деятельности;
 пропагандировать и утверждать здоровый образ жизни среди детей и
подростков, их родителей, педагогов школы;
 организовывать работу по гражданско-патриотическому направлению,
воспитывать чувство гордости за свою страну и народ;
 организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей;
 организовывать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь
школьного

сообщества,

что

станет

эффективным

способом

профилактики антисоциального поведения школьников.
Способы достижения цели:
- чёткое планирование воспитательной работы в классах;
- прохождение воспитательной работы через все виды и формы деятельности
учителей и учеников;
- методическая работа классных руководителей;
- работа в социуме с родителями, общественными организациями,
организациями образования, культуры и спорта;
-

организация

внутришкольного

контроля,

диагностика

и

анализа

деятельности классных руководителей.
Планируемый

результат

–

формирование

основного

потенциала

личности учащегося, как опоры в достижении цели (моделирование образа
выпускника школы):
 нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за
свои

достижения,

сознание

собственной

индивидуальности,

потребность в общественном признании, правовая культура, адекватная
самооценка, честность, принципиальность, умение отстаивать свои
15

взгляды

и

убеждения,

профессиональное

самоопределение,

воспитанность;
 интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний,
норм социального поведения и межличностного общения, достаточный
уровень базовых знаний, способность к самообразованию, целостное
видение

проблем,

свободное

ориентирование

в

знаниях

на

межпредметном уровне;
 коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, культура
общения, признание ценности гармоничных отношений между людьми,
толерантность, умения саморегуляции;
 художественно-эстетический потенциал: самосознание и адекватная
самооценка,

способность

произведения

литературы

рассуждать
и

и

искусства,

критически
высокая

оценивать

креативность,

способность к самореализации, осознанные познавательные интересы и
стремление их реализовать;
 физический потенциал: самоопределение в способах достижения
здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа жизни, умение
оказывать первую медицинскую помощь, способность действовать в
чрезвычайных ситуациях.
Раздел 3. Виды и формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули: «Классное руководство и наставничество»,
«Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное
образование»,

«Работа

с

родителями»,

«Самоуправление»,

«Профориентация».
16

Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские
общественные объединения», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Школьные
медиа», «Организация предметно-эстетической среды», «Профилактика».
3.1. Модуль «Классное руководство и наставничество».
Профессиональную деятельность педагога, направленную на воспитание
ребёнка в классном ученическом коллективе и работу с классом осуществляет
классный руководитель. Классный руководитель организует работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками,
педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, логопедом,
социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, с
родителями учащихся или их законными представителями.
В различных формах классный руководитель проявляет себя как рядовой
участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь
каждому учащемуся проявить себя, а с другой — создать условия для
получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для
всех членов коллектива. От способов организации воспитательного дела
зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
Классный руководитель организует:
- работу по формированию и развитию классного коллектива;
- индивидуальную работу с обучающимися класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими
трудности по отдельным предметам, контроль за успеваемостью учащихся
класса;
- работу с обучающимися, состоящими на различных видах учёта,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль за занятостью
учащегося во внеурочное время;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями;
- интересные и полезные для личностного развития ребёнка совместные дела
различной направленности с обучающимися класса;
17

- профилактическую работу, направленную на формирование осознанного
отношения к собственной жизни, безопасного поведения, а также понимания
норм поведения в кризисных ситуациях;
- ведёт документацию классного руководителя, принятую в МБОУ «БСОШ».
В реализации видов и форм деятельности, классный руководитель
ориентируется

на

целевые

приоритеты,

связанные

с

возрастными

особенностями воспитанников, позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них
детей с самыми разными потребностями. И тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой стороны, - установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Работа с классным коллективом:


организация классного самоуправления;



выработка совместно со школьниками законов класса. Норм и правил

общения в классном и школьном коллективах;
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения;
 вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность в классе
и школе;


сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и

командообразование;


проведение профориентационных мероприятий;



инициирование и поддержка участия класса в общешкольных

ключевых делах, оказание необходимой помощи ученикам в их подготовке,
проведении; совместный анализ мероприятий;
18



проведение инструктажей по ТБ, правил поведения в школе,

соблюдение ПДД, ППБ;


проведение родительских собраний;



проведение творческих мероприятий в классе (празднования в классе

дней рождений детей, включая подготовку ученическими микрогруппами
поздравлений, сюрпризов, творческих подарков и розыгрышей; регулярные
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса);


выход в музеи и библиотеки; однодневные походы и экскурсии,

организуемые родителями учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися:
 заполнения с учащимися «Портфолио», как «источника успеха»
обучающихся

класса,

личностных достижений

фиксация

учебных,

творческих,

спортивных,

обучающегося и в ходе индивидуальных

неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года
планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
 делегирование ответственности за то или иное поручение в класса;
вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность класса и
школы;
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
19

профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований

педагогов

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на

предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

20

 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
 организация на базе класса

и школы семейных праздников,

конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Наиболее распространенными формами взаимодействия классных
руководителей с учителями - предметниками являются:
1. Знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения
обучающихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;
2. Изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с обучающимися,
выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы
учителей со школьниками и родителями.
В то же время классный руководитель заинтересованно принимает
предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания,
проблемы, поставленные учителями: посещает

уроки с последующим

обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и
способов взаимодействия педагогов с коллективом, проводит мини совещания с учителями - предметниками, работающими в классе, приглашает
учителей – предметников на родительские собрания, организует групповые
встречи с родителями и учителями – предметниками, индивидуально беседует
с учителями - предметниками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе:
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения
определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать
причины их поступков, научиться управлять их поведением.
Индивидуальная

воспитательная

работа

ведется

по

следующим

направлениям:
21



Обсуждение и решение острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием;



Консультации и мероприятия специалистов по запросу родителей;



Изучение документов личного дела.



Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать
дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес,
поощрять стремление подростка рассказать о себе.



Непосредственное

изучение

осуществляется

в

ходе

беседы,

наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.


Психологическое

изучение

и

рекомендации

по

совместной

воспитательной работе с подростком.


Использование наказаний: порицание, выговор.



Немедленное реагирование на нарушения поведения.



Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки
тренеру и родителям.



Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия
(тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)



Вовлечение в занятия по интересам (поручения).



Моделирование проблемных ситуаций.



Использование критики.



Общие

классные

дела:

трудовые

дела,

культурно-массовые

мероприятия, проведение досуга. Воспитание успехом
3.2. Модуль «Школьный урок».
Сегодня традиционная школа, реализующая классическую
образования, становится

модель

непродуктивной. Перед педагогами возникает

проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление
знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
ориентирована

на

целевые

приоритеты,

связанные

с

возрастными

особенностями обучающихся и предполагает следующее:
22

 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;


побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;


привлечение

внимания

школьников

к

ценностному

аспекту

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;


использование воспитательных возможностей содержания учебного

предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;


применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;


включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

мотивацию

детей

межличностных

к

получению

отношений

в

знаний,

налаживанию

классе,

помогают

позитивных
установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;

23



организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся

над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование

и

поддержка

исследовательской

деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;


повышение

функциональной

читательской

компетенции

обучающихся;


создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием

гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, что
позволит получать образование постоянно;


развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной

ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно
решать проблемы.
Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала
урока:
- предметные образовательные события на уровне школы, района и края;
- конкурс проектов и предметных стенгазет в рамках предметных недель;
- видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации,
цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме;
- интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах,
предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное
образование».
24

Под неурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая

в формах, отличных от

урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
образовательной программы.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
и общества социального опыта и формирование принимаемой обществом
системы ценностей;
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированием гражданской
ответственности

и

правовым

самосознанием,

подготовленной

к

жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся
в тесном взаимодействии с социумом;
- выявление интересов, склонностей, возможностей обучающихся, включение
их в разностороннюю внеурочную деятельность;
- создание условий для реализации универсальных учебных действий;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
- организация информационной поддержки обучающихся;
- усиление психолого – педагогического влияния на жизнь обучающихся в
свободное от учебы время.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
25

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных
школьниками видов деятельности.
Направления внеурочной деятельности:
Общеинтеллектуальное – базируется на развитии творческого мышления,
воспитании культуры умственного труда, развитие интеллектуальных
способностей ребёнка, формировании представления об исследовательском
обучении, как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей
специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований. В результате занятий у детей развивается устойчивый интерес
учебно - познавательной и исследовательской деятельности, формируется
углубленное представление об объекте исследования как области, в рамках
которой ведётся исследование отношений и свойств для получения новой
информации, развивается умение добавить знания и умения использовать их в
практике, стимулирование развития потребности в познании.
26

Спортивно – оздоровительное: заключается в формировании знаний,
установок личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья

обучающихся,

как

одной

из

ценностных

составляющих,

способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы. Во время занятий формируется культура здорового и безопасного
образа жизни; используется оптимальный двигательный режим для детей с
учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются
потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Художественно-эстетическое: способствует воспитанию способности к
духовному
формированию

развитию,

нравственному

ценностных

ориентаций,

самосовершенствованию,
развитие

общей

культуры,

знакомству с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями отечественной культуры, нравственно-эстетическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран, развивает
эмоциональную сферу ребёнка, чувства прекрасного, творческие способности,
формирует коммуникативную и общекультурную компетенции, формирует
активную жизненную позицию.
Духовно-нравственное,

патриотическое:

обеспечивает

развитие

обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,
в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов
общества. В основу работы по данному направлению положены ключевые
воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского
общества, формирование общечеловеческих ценностей в контексте развития у
обучающихся

гражданской

идентичности;

воспитание

нравственного,

ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или
социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры,
27

привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства
патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества. По
итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, концерты,
защиты проектов.
Социальное, общественно-полезная деятельность: в основу положена
проблема

формирования

сознательного

гражданина

с

прочными

убеждениями, воспитания ценностного отношения к окружающей среде,
людям; формирования

социально - трудовой компетенции, воспитания с

ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и
правдивости. Стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу
окружающим, целенаправленно формировать мотивационно – потребностную
сферу растущего человека. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно
формирование социальной активности, в процесса развития которой
происходит повышение уровня самоопределения ребёнка, расширение
понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и
взрослые», «я и общество». Критерием оценки выполнения программ
социального направления

является не просто её продукт, а степень

сформированности ответственного отношения к общему делу.
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих
образовательного пространства в современном российском обществе. Оно
социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребёнка.
В настоящее время развивается система дополнительного образования в
рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального
проекта «Образование».
Федеральный

проект

предусматривает

обновление

содержания

дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и
вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме,
чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными
28

образовательными
совершенствования

потребностями,

модернизацию

профессионального

инфраструктуры

и

педагогических

и

мастерства

управленческих кадров.
Направления дополнительного образования:
o физкультурно-спортивное направление: секции «Футбол», «Баскетбол»,
«Лыжная подготовка», «Силовая подготовка», «Шахматы»;
o техническое:

кружки

«Робототехника»,

«3D

-

моделирование»,

«Автодело»;
o художественное направление: театральный кружок «Затейники»,
«ИЗО», «Промышленный дизайн»;
o социально-гуманитарное: ВПК «Гвардеец», «Пресс-центр»;
o туристко - краеведческое направление: «Школа юного краеведа».
3.4. Модуль «Работы с родителями».
Главная

цель

модуля

–

формирование

эффективной

системы

взаимодействия родителей с педагогами для создания благоприятной среды
для сплочения учащихся и воспитанников в единый дружный коллектив,
создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности.
Задачи модуля:
1.Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность
ребёнка,

приобщение

родителей

к

целенаправленному

процессу

воспитательной работы образовательного учреждения;
2.Включение

родителей

в

разнообразные

сферы

деятельности

образовательного учреждения;
3.Повышение психолого-педагогической культуры.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Важным звеном воспитательной работы школы является работа с
родителями

как

с

наиболее

заинтересованными

участниками
29

образовательного

процесса.

Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 общешкольный родительский комитет школы, участвующий в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания
и социализации их детей;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных

и

внутриклассных

мероприятий

воспитательной

направленности;
 индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.5. Модуль «Самоуправление».
30

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития,
которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в
школе.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

школьникам

–

предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что поможет подготовить их к взрослой жизни. Поскольку учащимся
младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление.
Цель: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на
этой основе – формирование у учащихся готовности к учстию в управлении
обществом.
Задачи:
o содействовать развитию инициативы, творчества, самостоятельности
учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование
управленческих умений и навыков;
o формирование активной жизненной позиции;
o укрепление школьных традиций.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:


школьный Совет старшеклассников

позволяет обучающимся

вырабатывать привычку принимать взвешенные, продуманные решения;
нести за них личную ответственность. Через деятельность выборного Совета
учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам
управления образовательной организацией и принятия административных
решений, затрагивающих их права и законные интересы;
31



через

работу

постоянно

действующего

школьного

актива,

инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.)
Коллективная творческая деятельность.
На уровне школы:


через деятельность творческих советов дела, отвечающих за

проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
На уровне классов:


через деятельность выборных по инициативе и предложениям

учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров),
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления
и классных руководителей;


через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих

за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел,
штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);


через организацию на принципах самоуправления жизни детских

групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:


через вовлечение школьников в планирование, организацию,

проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;


через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую

роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на
традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как
32

на классном, так и на общешкольном уровне. Без самоуправления невозможно
подлинное развитие личности в коллективе.
3.6. Модуль «Профориентация».
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в
и

себя

профессиональное

консультирование

по

просвещение
проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
 циклы

профориентационных

часов

общения,

направленных

на

подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
33

 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-

тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных

в

сети

интернет:

просмотр

лекций,

решение

учебно-

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы,
или в рамках курсов дополнительного образования.
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение
ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для
детей. Ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро
воспитательной системы. Сложившиеся традиции формируют неповторимое
лицо школы, создают в школе периоды повышенного эмоционального
напряжения положительной направленности. С помощью этих мероприятий
создаются условия, в которых ученик школы принимает себя как
востребованную личность.
34

В МБОУ «Быстринская СОШ» используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:


социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные
на преобразование окружающего школу социума;


патриотические акции (возложение цветов к мемориальным объектам

поселения и города);


торжественные церемонии у мемориальных объектов в Дни воинской

славы России;


мероприятия проводимые для жителей и организуемые совместно с

семьями

учащихся

представления,

спортивные

которые

состязания,

открывают

праздники,

возможности

для

фестивали,
творческой

самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих;


участие

во

всероссийских

акциях,

посвященных

значимым

отечественным и международным событиям;


социальные акции трудовой и экологической направленности.

На школьном уровне:


общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы;


торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом

учащихся

на

следующую

ступень

образования,

символизирующие

приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность детей.
(Торжественная линейка «Здравствуй, школа!», Фестиваль инсценированной
военной песни, День самоуправления «С любовью к вам, учителя!», Шоу
35

«Алло, мы ищем таланты», Масленица «Проводы зимы», Игра по станциям
«Военный эшелон», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в
пешеходы», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Букварём»,
«Смотр строя и песни», «Кросс, Посвященный Великой Победе», праздник
«Последнего звонка»
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,

ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.

36

Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организуется
таким образом, что

позволяет создать в школе периоды творческой

активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать
стихийности, вовлечь педагогов и обучающихся в дело по интересам.
3.8. Модуль «Волонтёрство»
Волонтерство –

участие школьников в общественно-полезных делах,

деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание,
забота, уважение, позволяет развивать коммуникативную культуру, умение
общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение
сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом
На внешкольном уровне:


участие школьников в организации культурных, спортивных,

развлекательных мероприятий районного и городского уровня от лица школы
(в работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться
на территории проведения мероприятия, ответственными за техническое
обеспечение мероприятия и т.п.);


участие школьников в организации культурных, спортивных,

развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе
районного характера);


посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,

проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
 привлечение школьников к совместной работе с учреждениями
социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры
социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в
проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для
посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории
данных учреждений;
37

 участие

школьников

(с

согласия

родителей

или

законных

представителей) к сбору помощи для нуждающихся, в том числе
военнослужащих в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов,
чрезвычайных происшествий.
На уровне школы:


участие школьников в организации праздников, торжественных

мероприятий, встреч с гостями школы;


участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для

них праздников, утренников, тематических вечеров;
 участие школьников к работе на прилегающей к школе территории
(благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, чистка стадиона,
ручья).
3.9. Модуль «Экскурсии, походы».
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
 регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как
интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков»,
«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
38

 литературные,

исторические,

биологические

экспедиции,

организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села
для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских
поэтов

и

писателей,

произошедших

здесь

исторических

событий,

имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны;
 многодневные походы, организуемые совместно с педагогами
дополнительного

образования

и

осуществляемые

с

обязательным

привлечением школьников к коллективному планированию (разработка
маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов),
коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и
питания), коллективному проведению (распределение среди школьников
основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей),
коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего
походного костра и всего похода - по возвращению домой).
 летний

выездной

палаточный

лагерь,

ориентированный

на

организацию активного отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой
природе, закаливание (включать мини-походы, марш-броски, ночное
ориентирование, квесты, игры, соревнования, конкурсы).
3.10. Модуль «Школьные медиа».
Цель школьных медиа (СМИ) (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Назначение школьных (СМИ) – освещение (через школьную газету,
школьное радио, школьный сайт) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности классных коллективов и отдельных учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
39

 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
школьную газету, школьное радио) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;
 школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров,
дискотек;
 участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:


размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:

творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного

художественного

стиля,

знакомящего

школьников

с

разнообразием эстетического осмысления мира;


фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе

(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
40



озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование

во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных

для

школьников

разных

возрастных

категорий,

оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийный

дизайн

–

оформление

пространства

проведения

конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 акцентирование

внимания

школьников

посредством

элементов

предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.12. Модуль «Профилактика».
Совместная

деятельность

педагогов,

школьников,

родителей

по

направлению «Профилактика» включает в себя развитие творческих
способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового
образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий для
формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к
правам

и

свободе

стрессоустойчивости,

человека,
воспитанию

позитивного

отношения

законопослушного

к

жизни,

поведения

и

реализуется по следующим направлениям:
1.Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков
группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой
безнадзорности и преступности;
41

-

организация

профилактической

работы

по

предупреждению

правонарушений школьников;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции
родителей учащихся;
- сотрудничество с организациями и службами района по работе с семьёй с
целью повышения

воспитательной функции семьи и обеспечению

корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путём:
- составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
- выявление семей и детей. Находящихся в социально опасном положении,
детей «группы риска»;
- создание банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
- выявление детей, систематически пропускающих уроки без уважительных
причин;
- посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий;
- разработки памяток «Мои права и обязанности»;
- оформление стенда «Безопасность»;
- мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
- взаимодействие с инспектором ПДН;
- вовлечение детей, состоящих на ВШУ, в общественно-значимую
деятельность;
-организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам
несовершеннолетних, полиции.
2.Профилактика суицидального поведения
Задачи:
- оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении
конструктивных отношений с родителями, педагогами, сверстниками;
- содействие профилактике неврозов;
42

- способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
Реализация путём:
- работы школьного педагога-психолога;
- индивидуальные консультации с учителями предметниками и классными
руководителями;
- общешкольных родительских собраний;
- консультации для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
- комплексной психологической диагностики учащихся с проблемами
обучения, развития, воспитания;
- тематических классных часов;
- консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
- информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
3.Профилактика экстремизма и терроризма.
Задачи:
- воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
- достижение необходимого уровня правовой культуры, как основы
толерантного сознания и поведения;
- формирование в детской и молодёжной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому
миру к согласию, готовности к диалогу;
-

разработка

и

реализация

комплексного

плана,

направленного

на

формирование у подрастающего поколения позитивных установок на
этническое многообразие.
Реализация путём:
- организации плановой эвакуации обучающихся;
- организации учёбы работников по безопасности;
- уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане.

43

- организации тематических классных часов по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой,
национальной, религиозной розни;
- организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности
у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма.
- организации уроков доброты, нравственности;
- встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу
ответственности за участие в противоправных действиях.
4.Профилактика алкоголизм, наркомании, и табакокурения.
Задачи:
- продолжить формирование знаний об опасности различных форм
зависимости, негативного отношения к ним путём просветительской и
профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
- способствовать обеспечению условий для организации и проведения
мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к
ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа
жизни; повышать значимость здорового образа жизни. Престижность
здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
- систематизировать совместную работу с родителями. Педагогами, медиками
и общественностью по профилактике употребления спиртных напитков,
наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;
- продолжать работу по развитию информационного поля профилактике
употребления спиртных напитков, наркотических психотропных веществ,
табачных изделий;
- продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей
учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путём:
- установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей,
состоящих под опекай и попечительством;
44

- установления учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков,
токсических веществ, табакокурения и проведения с ними профилактической
работы;
- совместных рейдов с сотрудниками полиции на предмет выявления мест
(скоплений учащихся), отрицательно воздействующих на детей;
- проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции);
- контроля над внеурочной занятостью учащихся;
- контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не
посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа
с ними, своевременное реагирование;
- организации семинаров с элементами тренинга по профилактики
наркомании, табакокурения, алкоголизма.
Радел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности

осуществляемого анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как в воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-

принцип

приоритета

анализа

сущностных

сторон

воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношения между школьниками и педагогами;
принцип

развивающего

ориентирующий

экспертов

-

характера
на

осуществляемого

использование

его

анализа,

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
45

постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделённой ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат, как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными

направлениями

анализа

организуемого

в

школе

воспитательного процесса являются следующие:
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
-динамика личностного развития обучающихся каждого класса;
-

какие

прежде

существовавшие

проблемы

личностного

развития

обучающихся удалось решить за минувший учебный год;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
Осуществляется анализ классными руководителями. Способом получения
информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, анкетирование.
2.Качество воспитательной деятельности классных руководителей.
- испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей
воспитательной деятельности (анкетирование);
- испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности (анкетирование);
- стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для
школьников детско-взрослых общностей (наблюдение, экспертная оценка);
- доброжелателен ли стиль их общения со школьниками, складываются ли у
них доверительные отношения со школьниками (наблюдение, экспертная
оценка);
46

- являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми
(анкетирование).
воспитательным

3.Управление

процессом

в

образовательной

организации.
- имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих
должностных

обязанностях

и

правах

сфере

своей

ответственности

(анкетирование);
- создаются ли школьной администрацией условия для профессионального
роста педагогов в сфере воспитания;
- поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со
школьниками.
4.Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.
- в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых
для организации воспитательного процесса, нуждается школа – с учётом её
реальных возможностей;
- какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно, а какие
нуждаются в обновлении.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».