Биология 10 - 11 класс

Аннотация к рабочей программе 10-11 класс (ФГОС) 2023-2024 уч. год
Рабочая программа по биологии на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования, а также Примерной программы воспитания МАОУ «ЦО № 1 «Академия
знаний» им. Н.П.Шевченко».
Данная программа по биологии среднего общего образования разработана в соответствии с
требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы
среднего общего образования (ПООП СОО).
Курс «Биология 10-11 классы» (базовый уровень) завершает изучение дисциплины на базовом
уровне образования в старшей школе.
Преподавание ведется с использованием УМК:
Биология: 10-й класс базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, А.А.Каменский и А.М.
Рубцов и др; под ред. В.В. Пасечника, -Москва: Просвещение, 2023
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности
предмета в реализации Требований ФГОС СОО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно- научных учебных
предметов на уровне среднего общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне среднего общего
образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой
природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых
системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая
подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности
в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Цель изучения предмета - освоение содержания предмета «Биология» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Выпускник на базовом уровне научится:
 раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности людей;
 понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;
устанавливать взаимосвязь природных явлений;
 понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
 использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты
экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
 формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать
варианты проверки гипотез;
 сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
 приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров,
углеводов, нуклеиновых кислот);

 распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических
изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать
многообразие клеток;
 распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
 описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
 объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
 классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных
признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
 объяснять причины наследственных заболеваний;
 выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
 выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
 составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
 приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и
охраны окружающей среды;
 оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять
необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических
задач;
 представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать
выводы на основании представленных данных;
 оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности
человека и в собственной жизни;
 объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
 объяснять последствия влияния мутагенов;
 объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
 характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
 сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
 решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой,
иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в
клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных
организмов);
 решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного
скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и
символику;
 устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной,
применяя законы наследственности;
 оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные
последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых
природных сообществ.

Место в учебном плане.
В соответствии с ФГОС СОО биология является обязательным предметом на уровне среднего
общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 68 часа за два
года обучения: из расчёта 1 час в неделю в 10-11 классах. В тематическом планировании
предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том
числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
Тематическое планирование учебного предмета «Биология» в 10 – 11 классах
К
Курс «Биология»
ласс
10
11

Биология
Биология

Итого
34
34
68

Основными оценочными процедурами оценки результатов при изучении биологии являются
следующие: текущая оценка, тематическая оценка, внутришкольный мониторинг, промежуточная
аттестация, итоговая оценка, государственная итоговая аттестация.
В МАОУ «ЦО № 1 «Академия знаний» им. Н.П.Шевченко» используется традиционная
пятибалльная система оценивания знаний обучающихся. Оценка знаний предполагает учет
индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в
классе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».