Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс (ФГОС) Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по русскому языку для основной школы и Программы по русскому языку для 5-9 классов к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Учебно-методический комплект 1. Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2017. 2. Учебник Русский язык для 5 класса в 2-х частях Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранови др. , М.: Просвещение, 2015 г 3. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов и др.].- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2014г. 4. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич.-10-е изд.-М.: Просвещение, 2016 г. 5. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/[Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов и др.].- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2017г. (используется в полном объеме) Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю) в соответствии с учебным Планом. Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме получения новых знаний, но и в деятельностной форме. Основные разделы (темы) содержания: 1. Язык – важнейшее средство общения. 2. Повторение пройденного в 1 – 4 кл. 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 5. Лексика. Культура речи. 6. Морфемика. Орфография. Культура речи 7. Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. 8. Имя существительное. 9. Имя прилагательное. 10. Глагол. 11.Повторение и систематизация изученного в 5 классе Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 6 класса Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.), Примерной программы по русскому (родному) языку основного общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия. Актуальность.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Общие цели учебного предмета: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; - готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; - обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Задачи обучения: - развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; - формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 210 ч (6 ч в неделю). Учебник, реализующий рабочую программу в 6 классе: 1) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение, 2020г. Содержание I. Язык. Речь. Общение – 4ч II. Повторение изученного в 5 классе - 8ч III. Текст – 5ч IV. Лексикология и фразеология. Культура речи – 15ч V. Словообразование. Орфография. Культура речи – 36ч VI. Морфология. Культура речи. Орфография – 129ч VII. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах – 13ч Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки-практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов. Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационнокоммуникативные, здоровьесбережения, системно-деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Обязательные учебные материалы для ученика Русский язык. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Т.М. Баранов и др.]. — М.: Просвещение, 2021. Методические материалы для учителя 1. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. 2. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2017. 3. Русский язык. Тематический контроль. 6 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / И.А. Каськова. – М.: Просвещение, 2020. 4. Зачётные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранов и др. «Русский язык. 6 класс».ФГОС /Е.В. Селезнёва. – М.: Просвещение, 2016. 5. Русский язык. Диагностические работы. 6 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Н. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018. 6. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.Н. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2017. 7. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2013. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): Русский язык – http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/?/ Издательский дом «Первое сентября»: Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» –http://rus.1september.ru / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка – http://festival.1september.ru/subjects/8 Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме – http://www.ruscorpora.ru Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorumruscorpora.ru Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Компьютер Мульмедиапроектор Экран Таблицы по русскому языку Аннотация к рабочей программе по учебному курсу «Русский язык» 7 класс Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. ФГОС ООО. 2. Программа основного общего образования по русскому языку к учебнику 7 класса общеобразовательной школы (авторы: М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. (М; Просвещение, 2011 г., 111с.). 3. Образовательной программы ООО МКОУ ХМР «СОШ с. Селиярово» Рабочая программа состоит из следующих разделов: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС. 2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану на изучение курса отводится 5 часов в неделю – всего 175 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 недель. Цели и задачи курса: - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; - овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях об- щения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Преподавание курса ориентировано на использование учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 7 класс. (научный редактор – акад., доктор филологических наук РАО Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2017., 223 с.) Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 8 класса Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897), Примерной программы по русскому языку основного общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия. Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Общие цели учебного предмета: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; - развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; - готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; - обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Учебным планом ОО на изучение русского языка в 8 классе отводится - 105 ч (3 ч в неделю). Содержание I. Общие сведения о языке – 1ч II. Повторение - 6ч III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 2ч IV. Синтаксис. Пунктуация: словосочетание – 5ч V. Синтаксис. Пунктуация: предложение – 3ч VI. Синтаксис. Пунктуация: двусоставные и односоставные предложения – 29ч VII. Синтаксис. Пунктуация: простое осложнённое предложение – 53ч VIII. Повторение и систематизация изученного в 8 классе – 6ч Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов. Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационнокоммуникативные, здоровьесбережения, системно-деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Обязательные учебные материалы для ученика Русский язык. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / [С.Г. Бархударов и др.]. — М.: Просвещение, 2020. Методические материалы для учителя 1. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова. — М.: Просвещение, 2014. 2. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2017. 3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 8. класс: / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. 4. Русский язык. Диагностические работы. 8 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н.Н. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018. 5. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2013. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): Русский язык – http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - www.km.ru/education Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Компьютер. Мульмедиапроектор. Экран. Таблицы по русскому языку Аннотация к рабочей программе по учебному курсу «Русский язык» 9 класс Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ 2. Программа основного общего образования по русскому языку к учебнику 9 класса общеобразовательной школы (авторы: М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. (М; Просвещение, 2011 г., 111 с.). 3. Образовательной программы ООО МКОУ ХМР «СОШ с. Селиярово» Рабочая программа состоит из следующих разделов: 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ГОС. 2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану на изучение курса отводится 2 часа в неделю – всего 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 34 недели. Цели и задачи курса: - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; - овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Преподавание курса ориентировано на использование учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 9 класс. (научный редактор – акад., доктор филологических наук РАО Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2017., 207 с.)