О связи мыслей и эмоций

31.10.2018

  • Люди расстраиваются не столько из-за вещей,  сколько из-за своих взглядов на них".               Эпиктет 
  • "Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум".
  • Шекспир

«Гамлет»

 Откуда родом наши страхи во время проверки знаний?

Почему мы сильно нервничаем в критической ситуации и как научиться самообладанию?

Этим вопросом задается всякий человек, который хочет понять не только причину своих трудностей в общении, но и причину наших болезней.

Когда то мне посчастливилось побывать на семинаре немецкого психотерапевта Гетца Байера, психолога помогающего детям и взрослым избавиться от страхов, тревожности, агрессивности в поведении. Интересным было психологическое направление, в котором работал этот специалист: «Когнитивная психотерапия», или поведенческая терапия. Мы пришли к важным выводам, чторазличные  психологические проблемы и психические отклонения (например, депрессии) зависят от…наших мыслей. Важный постулаты, которые я запомнила на всю жизнь и сейчас провожу в своей жизни:

  • «на людей влияют не сами события, а то, как мы их воспринимаем»;
  • «мысль определяет эмоциональное состояние человека».

Хочу подробно рассмотреть эти положения, как же начинается в нашем сознании стрессовое состояние? В какой момент мы запускаем механизм заражения себя тревогой и нервным состоянием? Как это может распространиться на все остальные события в нашей жизни, например, на нашу учебу, общение с друзьями, уважаемыми учителями, любимых родителей и в конце концов на наше мировоззрение?

Вот , к примеру, нам предстоит какое то важное событие, назовем его «Активирующим событием», событием из-за которого у нас появился сильный страх, сопровождаемый потоотделением, дрожь, потом начались головные боли.

Рассмотрим это в виде модели АВС.

А- будет это «Активирующее событие», С-поведение наше (страх, тревога) и поведение (пот, дрожание, боли). Но посмотрите! Не резко от А мы приходим в С, а есть эта таинственная буква В, которая отражаете наши мысли, слова, возникающие в нашей голове.

Рассмотрим теперь любое важное событие для каждого ученика школы: переход в другой классный коллектив, повторное обучение, наконец, долгожданные ЭКЗАМЕНЫ!

Итак, А- будет активирующее событие, С- последствия : головные боли, страх, уныние. А как же наша таинственная буква В? Какие мысли звучат в голове? Да, не у всех учащихся возникают мысли и убеждения, которые могут вызвать такую бурю эмоций! Например, учащийся остался на повторное обучение и у него мысли : «Меня никто не примет в новом классе, все скажут, что я неудачник», «Я с прежним классом был с детского сада и теперь я расстаюсь навсегда, это ужас, кошмар и катастрофа!» Теперь вы понимаете, почему наше тело начинает трепетать, приходит в ступор и не может принять правильное решение в таком состоянии? Тело можно понять: негативные мысли, доводят нас до состояния эмоционального расстройства.

Негативные  мысли по-другому называют «когниции», то есть обработанные сознанием мысли. Они возникают в нашей голове молниеносно, по привычке. Какое восприятие этих мыслей?

  • Для человека они правдоподобны, обоснованны, не подвергаются сомнению.
  • Они не привлекают его внимания, но направляют наши поступки.

 

Они носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. И приводят к неправильным выводам, порой не соответствуют действительности, они выдуманы, а порой фантастичны.

  • Когнитивные (мысленные) искажения –

неправильные выводы и необъективный ход мышления.

Если обычные рациональные мысли соответствуют действительности, их можно подкрепить количественной и качественной оценкой, примерами и доказательствами. Они умеренны, не несут крайних оценок (ср. «Я умираю - мне сейчас трудно говорить», «Постоянно, каждый день, 1000 раз ты не выполняешь задания – по понедельникам чаще всего ты без домашней работы»).

Изучим несколько таких иррациональных суждений, искажающих наше эмоциональное состояние. Они могут привести к страхам, тревоге, агрессии и даже заболеванию.

Катастрофичное мышление.

  • Ожидание худшего исхода ситуации:

«Если я этого не сделаю, то мне будет конец, меня убьют родители», «Мы все идем ко дну, жизнь не удалась и т.д.»

Самый главный вопрос, который нужно задать себе: насколько интенсивность переживаний соответствует действительности? То есть стоит ли то, из-за чего вы расстраиваетесь, таких эмоциональных затрат?

Мышление «всё или ничего».

 Установка максималиста, синдром отличника

  • Взгляд на вещи как на черное и белые, отсутствие золотой середины, всё или ничего:

«Если я не сделаю это совершенно и отлично, я потерплю неудачу», «Я должен сделать всё в лучшем виде, иначе буду полным неудачником», «сейчас или никогда» и т.д.

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично, на пятерку, на 100 % («на все сто»).

Сверхобобщение

  • Обобщение одного негативного опыта, и ожидание, что так будет всегда:

«Если не получилось сразу, не получится никогда». «Я никогда не смогу сделать это» и т.д.Хочу такой сайт

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов.

Слова-маркеры: никто, все, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Психический фильтр

  • Сосредоточение на негативных вещах и обстоятельствах, фильтрация позитивных вещей. Вы замечаете все те вещи, которые идут не так как надо, но не замечаете тех вещей, с которыми всё в порядке.

- Как прошел вечер?

-Да, ужасно, такая музыка старомодная, лучше бы я не ходил!

-А говорят такие интересные были костюмы, игры, сценарий, викторина, подарки, выступления….

Уменьшение позитивных факторов

  • Придумываете причины, почему позитивные события не нужно засчитывать: «Я был хорош на выступлении, но это просто была удача (если бы вы мне не помогли, ничего бы не получилось)», «У меня получилось сделать это, мне просто повезло (я другого мнения, я мог бы и получше)».

Поспешные выводы

  • Создание негативных объяснений без фактических доказательств.
  • Вы ведёте себя так, будто умеете читать мысли других:

«Я наверняка знаю, что она тайно ненавидит меня (он меня бросит)», или неверные предсказания: «Я уверен, что случится что-то страшное (я точно не сдам, провалюсь на экзамене)».

«Экзамены - худшее, что может со мной произойти»

Эмоциональные рассуждения

  • Рассуждение о том, что ваши чувства отражают действительную реальность, неверное толкование ваших чувств:

«Мне очень страшно. Вероятно, будет какая то опасность».

«У меня необъяснимая тревога, скорее всего со мной что-то скоро произойдет страшное».

«Должен» и «Не должен»

  • Держите строгий перечень того, что вы должны и не должны делать, и наказываете себя, если нарушаете какое-либо из этих правил. В результате вы не позволяете себе расслабиться.

«Я всегда должен выполнять это в одно и тоже время», «Они должны мне всегда помогать, а если нет…»

 

Вешание ярлыков

  • Вешаете на себя ярлыки, на основе своих ошибок и выявленных недостатков, часто ваши ярлыки не имеют под собой веских оснований, тем не менее, вы ругаете себя: «Я неудачник, я глупец, я мямля».

 

Депрессия, страхи, тревожность, ипохондрия. Это не весь список проблем, которые могут ожидать, если мыслить негативно.

  • А так же искаженные иррациональные мысли приводят к психосоматическим расстройствам.
  • Важный вывод, к которому мы приходим в результате этого исследования:
  • Негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, а вследствие их негативной интерпретации .
  • Люди страдают из-за иррациональных убеждений, усвоенных с детства и в течение жизни.

 Психологически здоровая личность может быть ответственна за свои эмоции и мысли. Она не сваливает вину на всех окружающих за свои переживания. Давайте рассмотрим более рациональный, правильный ход мыслей.

Постарайтесь проследить за своими мыслями, лучше всего, если вы запишите их, а затем, тщательно проанализируете, с целью выявления среди них когнитивных искажений.

Запись, анализ и выявление является вашим первым и основным шагом к устранению и исправлению ошибок в мышлении.

Скачать полную версию

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.05.2019

Дата обновления: 31.05.2019

Дата публикации: 31.10.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».